Нематериальное наследие

Древний народный обряд «Ваджэнне Сулы», который проводят в Гомельском районе, получил статус историко-культурной ценности в 2019 году. Этот обряд стал 11-й нематериальной историко-культурной ценностью Гомельской области.
Обряд "Вождение Сулы" в Гомельском районе представляет собой особенное проявление весенней обрядности, семантически направлено на обеспечение хорошей урожайности на огороде и полях, а также на здоровье всех местных жителей и защиту от природной стихии - молнии. В вождении Сулы объединяются деревни Гадичево и Марковичи и их жители. Основные участники - местная молодежь, исполнители обрядовых деяний - женщины и девушки, которые одеваются в красивые, по-местному отличительные, самодельные костюмы.
"Сула" в понимании жителей Маркович и Гадичево - это как само обрядовое действо, так и совокупность всех его участников. Слово "Сула" имеет различные трактовки значения. Это и движение, течение, река (человеческая река, которая течет по руслу улиц), и вид оружия (копье или рогатина). Последнее сближает по смыслу слова "Сула" и "стрела" (и соответственно варианты названий обряда "Вождение и похороны Стрелы (Сулы)".
Вождение Сулы происходит на второй день Пасхи. Начинается в деревне Гадичево сразу после Пасхальной литургии, проходящей в местной Свято-Екатерининской церкви. Женщины и девушки выходят на перекресток дорог у церкви и заводят древние местные хороводы ( "танкí") - колесный ( "Как на нашей улице широкая озеро"), змейкой ( "кривой": "А у кривого танка, да не выведу конца") , хороводы-игры "Чарнабрывы королек" и "Падшыбну кобылица", в ходе последнего подбрасывают вверх маленьких девочек с возгласами "Большое расти!", "Здоровое расти!". После все участники обряда становятся в ряды, взявшись под руки, и идут с песней "Как шла Сула" (линейный хоровод), а затем с частушками и песнями под гармошку в сторону деревни Марковичи, вдоль Екатерининской пути. В Марковичах на всех перекрестках дорог, которые попадаются участникам Сулы время обхода деревни, "танкí" повторяются, а движение вдоль дороги сопровождается игрой "Гарэпня", пением "Как шла Сула", частушками и песнями под гармошку. На всем пути до Сулы присоединяются все желающие. Завершается обрядовое шествие возле сельского дома культуры, где маркавчанка с куличом на рушнике встречает представительницу Годичево и они хрыстосуюцца. Праздник заканчивается совместным угощение и гулянием.
Вождение Сулы - локальное проявление регионального обряда "Вождение и похороны Стрелы (Сулы)", который имеет богатую локальную специфику на таких уровнях, как название, время и место проведения, структура, состав участников, семантика ритуальных действий, символика предметной атрибутики и т.д .
Семантика обряда "Вождение Сулы" сконцентрировано в магической приуроченности обрядовых действий и песен к хорошей урожайности на огороде и полях, а также защиты от сверхъестественного воздействия и обеспечения здоровья всех сельчан. Локальной особенностью является начало ритуалов в одной деревне и их завершение во второй (Гадичево и Марковичи, Кравцовка и Дикалавка), что способствует единению сообществ.
Вождение Сулы в деревнях Годичево и Марковичи Гомельского района отличается точной приуроченностью ко второму дню Пасхи. Сула начинает время молодежных гуляний на улице после холодного времени года и Пасхального поста. Хороводы и игры, которые выполняются участниками, представляют локальные варианты типовых примеров, распространенных на территории бытования обряда "Вождение и похороны Стрелы (Сулы)".
Ежегодное проведение обряда "Вождение Сулы" в деревнях Гадичево и Марковичи Гомельского района было восстановлено в 2007 году, после 40-летнего перерыва (в 1967 г. традиция была приостановлена местной властью)