Памятка о требованиях законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия

ПАМЯТКА
о требованиях законодательства в сфере охраны историко-культурного и археологического наследия Республики Беларусь

Настоящая памятка о требованиях законодательства по охране историко-культурного и археологического наследия Республики Беларусь для собственников (далее – Памятка) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре» (далее – Кодекс).
Историко-культурные ценности – это материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым придан статус историко-культурной ценности.
К материальным историко-культурным ценностям Республики Беларусь по Гомельскому району относятся памятники археологии, памятники истории, памятники архитектуры, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, перечень которых утвержден постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 г. № 578; от 03.09.2008 г. № 1288; от 21.09.2010 г. № 1351; от 16.03.2012 г. №236, от 02.08, 2016 г. № 607.
Культурные ценности, которым придан статус историко-культурной ценности, включаются в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (далее-Государственный список). Государственный список является основным документом государственного учета историко-культурных ценностей Республики Беларусь и регистрируется в Государственном регистре информационных ресурсов.

ОХРАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
В соответствии с законодательством для каждой историко-культурной ценности Министерством культуры Республики Беларусь определяются индивидуальные условия содержания и использования, устанавливается порядок выполнения работ, иные ограничения деятельности их владельцев (собственников) или пользователей, а также требования по обеспечению их сохранности. Эти требования фиксируются в охранном обязательстве, составленном по форме, утвержденной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 28 декабря 2016 г. № 90, и подлежат выполнению всеми юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, собственниками (пользователями) историко-культурных ценностей.
Решением Гомельского районного исполнительного комитета от 11 августа 2017 г. № 15-17 отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского районного исполнительного комитета (далее – отдел) уполномочен на организацию и проведение мероприятий по охране историко-культурного наследия Гомельского района в установленном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе и оформление охранного обязательства.
В соответствии со статьей 75 Кодекса собственник (пользователь) материальной историко-культурной ценности, землепользователь, на земельном участке которого расположена недвижимая историко-культурная ценность, обязан подписать охранное обязательство, в котором предусматриваются обязанности по обеспечению сохранности историко-культурной ценности.
Перечень документов для оформления охранного обязательства с собственниками (пользователями) материальных историко-культурных ценностей:
1.копия документа, удостоверяющего права собственности;
2.копия технического паспорта объекта (для памятников архитектуры);
3.копия свидетельства регистрации юридического лица;
4.копия Устава организации;
5.копия паспорта (для физических лиц).
Охранное обязательство составляется отделом на каждую историко-культурную ценность (ст. 75 Кодекса) в двух экземплярах, заполняется на белорусском языке с использованием компьютерной техники на одном листе бумаге формата А4 (с двух сторон листа), подписывается собственником. Один экземпляр остается у собственника, второй – у лица, заполнившего охранное обязательство от имени Гомельского районного исполнительного комитета (в отделе). При заполнении пунктов 1-5 охранного обязательства используются данные, которые закреплены в действующем Государственном списке. Изменять формулировки не допускается.
После регистрации охранного обязательства информация об этом, в соответствии с частью четвертой пункта 1 статьи 121 Кодекса, в течение семи календарных дней направляется в Министерство культуры Республики Беларусь.
При переходе права собственности на материальную историко-культурную ценность новый собственник материальной историко-культурной ценности или новый землевладелец, на земельном участке которого расположена недвижимая материальная историко-культурная ценность, обязан в течение тридцати календарных дней со дня приобретения собственности подписать охранное обязательство. Невыполнение этого требования является основанием для признания сделки по приобретению права собственности на материальную историко-культурную ценность недействительной.

ПАСПОРТ МАТЕРИАЛЬНОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ
На материальную историко-культурную ценность составляется паспорт материальной историко-культурной ценности по форме, установленной постановлением Министерством культуры Республики Беларусь от 28 декабря 2016 г. № 89. В паспорте материальной историко-культурной ценности указываются полные научные и фактические сведения о материальной историко-культурной ценности (описываются история, техническое состояние, указывается ее местонахождение, размещаются учетные данные, дается оценка исторического, научного, культурного или иного значения, указываются сведения о собственнике (пользователе), дата и номер охранного обязательства, сведения о зонах охраны недвижимой историко-культурной ценности, научно-проектной документации, а также дополнительные сведения о событиях и личностях, связанных с историко-культурной ценностью, архивные и библиографические источники).
Паспорт материальной историко-культурной ценности заполняется в трех экземплярах за счет средств собственника (ст. 100 Кодекса).
Паспорт материальной историко-культурной ценности составляется научными организациями, музеями, а также проектными организациями, которые осуществляют разработку научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных работ на материальных историко-культурных ценностях, в штате которых работают специалисты с опытом работы по охране историко-культурного наследия не менее двух лет.

ЗОНЫ ОХРАНЫ НЕДВИЖИМЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОХРАННЫЕ ДОСКИ
Для обеспечения сохранности недвижимой материальной историко-культурной ценности и окружающей среды в определенных пределах устанавливаются границы территорий недвижимых материальных историко-культурных ценностей и одна или несколько из следующих зон охраны этих историко-культурных ценностей (статья 105 Кодекса):
- охранная зона;
- зона регулирования застройки;
- зона охраны ландшафта;
- зона охраны культурного пласта (слоя).
Охранные зоны для памятников археологии устанавливаются на расстоянии не менее пятидесяти метров от границы территории памятника археологии.
Границы территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей, зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, режимы содержания и использования определяются проектом зон охраны, который разрабатывается за счет средств собственников (пользователей) недвижимой материальной историко-культурной ценности и утверждается Министерством культуры Республики Беларусь.
Разработка градостроительной и землеустроительной документации, а также другой проектной документации, реализация которых может оказать воздействие на недвижимые материальные историко-культурные ценности, без нанесения зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей либо без их установления запрещается.
Одним из обязательных условий обеспечения сохранности историко-культурной ценности является установка охранной доски, на которой размещается информация о принадлежности этой недвижимой историко-культурной ценности к историко-культурному наследию Республики Беларусь.
Охранная доска изготавливается за счет средств собственника историко-культурной ценности (ст. 104 Кодекса) по форме, установленной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 28 декабря 2016 г. № 89 (прилагается).

ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ НА ОБЪЕКТАХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Основанием для проведения ремонтно-реставрационных работ на историко-культурных ценностях с 3.02.2017 г. является наличие заключения Министерства культуры Республики Беларусь о согласовании научно-проектной документации, разработанной на основании выданного Министерством культуры разрешения на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях в соответствии со статьей 115 Кодекса, пункта 3.15 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля № 156 (далее - постановление) и акта передачи разделов научно-проектной документации после ее согласования в Банк сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь.
Для памятников археологии разрешение на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях выдается при наличии разрешения на право проведения археологических исследований, предусмотренный ст. 127 Кодекса.
Обращаем внимание на то, что научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на ценностях категории «0», «1», «2» подлежит предварительному просмотру Белорусской республиканской научно-методической радой по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь (ст. 119 Кодекса).
Форма разрешения на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях устанавливается Министерством культуры (ст. 115 Кодекса).
После завершения работ на историко-культурной ценности в соответствии со ст. 120 Кодекса Министерство культуры Республики Беларусь на основании пункта 3.252 постановления выдает заключение о соответствии принимаемой в эксплуатацию недвижимой материальной историко-культурной ценности научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальной историко-культурной ценности при условии предоставления научно-реставрационного отчета о выполненных работах, составленного лицом, на которое возложена обязанность руководства разработкой научно-проектной документации и акта о передаче научно-проектной документации в Банк сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь (формы заявлений прилагаются).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» предусмотрены следующие меры за нарушение законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия:
Статья 19.1. Несоблюдение требований законодательства об обращении с культурными ценностями, которым может быть придан статус историко-культурной ценности
Несоблюдение требований законодательства о фиксации, научной обработке, художественной оценке или об обеспечении сохранности выявленных культурных ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для придания им статуса историко-культурной ценности, либо о сообщении в местный исполнительный и распорядительный орган об их выявлении –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
Статья 19.2. Невыполнение обязанностей по установке охранных досок, составлению паспортов историко-культурных ценностей, подписанию и соблюдению требований охранных обязательств
Невыполнение предусмотренных законодательством о культуре обязанностей по установке охранных досок на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, составлению паспортов материальных историко-культурных ценностей, подписанию и соблюдению требований охранных обязательств –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до восьми базовых величин, на индивидуального предпринимателя – предупреждение или наложение штрафа в размере до тридцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до девяноста базовых величин.
Статья 19.3. Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям
Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей,
– влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.
Статья 19.4. Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности
Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или культурных ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для придания им статуса историко-культурной ценности, совершенные по неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения, если в этих деяниях нет состава преступления,
– влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.
Статья 19.5. Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей
Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей
– влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.
Статья 19.6. Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной ценности
Смена места нахождения (хранения), условий содержания и использования историко-культурной ценности, за исключением историко-культурной ценности, включенной в Музейный фонд Республики Беларусь, без согласования с местным исполнительным и распорядительным органом либо передача историко-культурной ценности во владение или пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь, другим войскам или воинским формированиям Республики Беларусь – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Статья 19.7. Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ
Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Статья 19.8. Незаконный поиск археологических артефактов
Поиск археологических артефактов, осуществляемый без разрешения на право проведения археологических исследований, –
влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Примечание. Термин «поиск археологических артефактов», применяемый в настоящей статье, имеет значение, определенное законодательством о культуре.
Статья 19.9. Незаконный оборот археологических артефактов
Приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов в случаях, запрещенных законодательными актами, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности
– влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия предусмотрена и Уголовным Кодексом Республики Беларусь:
Статья 344. Умышленные уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности
1. Умышленные уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или культурных ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для придания им статуса историко-культурной ценности, –
наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо в отношении особо ценных материальных историко-культурных ценностей или особо ценных материальных культурных ценностей, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере,
– наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет.
Статья 345. Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности, по неосторожности
1. Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или культурных ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для придания им статуса историко-культурной ценности, совершенные по неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения, повлекшие причинение ущерба в крупном размере, –
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до одного года.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных материальных историко-культурных ценностей или особо ценных материальных культурных ценностей либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, – наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Статья 346. Надругательство над историко-культурными ценностями
1. Надругательство над историко-культурными ценностями при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 344 настоящего Кодекса, –
наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом.
2. То же действие, совершенное в отношении особо ценных материальных историко-культурных ценностей, либо надругательство над памятниками защитникам Отечества при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 344 настоящего Кодекса, – наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.